Нам только настроить

Фраза, которую чаще всего слышим от клиентов при первом знакомстве: «У нас пара клавиш западает и нужно немного подстроить». Но уже после короткой беседы с владельцем выясняется, что пианино (или рояль) «не настраивали уже и не помним сколько лет, но на нём никто не играл», а возможно, даже и не видел, потому что инструмент стоял в гараже. Фортепиано часто остаётся сиротой. Как маленький ребёнок, оставленный без присмотра инструмент тоскует, а нередко даже попадает в плохую компанию насекомых и грызунов. Да и владельцы находят ему альтернативное применение – хранят внутри ценные (и не очень) вещи, украшают инструмент тяжёлыми бюстами композиторов, шикарными старинными вазами, используют пианино как книжную полку, а рояль – как стол или кровать. Давайте разберёмся, почему всё это не идёт на пользу фортепиано.

Зона комфорта

Очень редко, но всё же встречаются инструменты, рядом с которыми висит небольшой приборчик, показывающий температуру и влажность в помещении, – гигрометр. Это означает, что хозяин фортепиано о нём заботился даже тогда, когда не использовал. Для сохранения здоровья музыкального инструмента жизненно важно поддерживать в комнате, где он стоит, стабильный климат. Как и человеку, фортепиано приятно находиться при температуре 20°C и влажности 40%. Конечно, с возрастом наши предпочтения меняются, и пожилые инструменты предпочитают чуть более влажную атмосферу. Но неизменной остаётся необходимость в постоянстве показателей.

Что мне снег, что мне зной

Часто настройщики и пианисты говорят, что их инструменты живые. И кроме красивой метафоры, в этой фразе заключён самый обычный, физический смысл. Материалы, из которых изготовлены наши пианино и рояли, – древесина разных пород, шерсть и металлы. Даже обычный деревянный стол при повышении влажности в квартире (например, если за окном долго идёт дождь) увеличивается в размерах, а при её снижении – уменьшается. Это происходит потому, что древесина способна впитывать влагу из воздуха и испарять её. На сезонные изменения влажности воздуха фортепиано чутко реагирует изменением размеров своих деталей. В результате ослабевают винтовые соединения, узлы механизма начинают двигаться по неправильным траекториям. А это приводит к ускоренному износу деталей и поломкам.

Ещё сильнее на изменения влажности реагирует дека. Эта тонкая деревянная выпуклая мембрана в дождливый сезон увеличивает свою выпуклость (купол) и сильнее давит на струны, повышая строй инструмента. С наступлением сухих дней дека опускается, и строй при этом понижается. Однако процесс этот редко происходит абсолютно равномерно, поэтому после таких колебаний даже от самого чистого и прозрачного строя остаются одни воспоминания. Кроме того, в слишком влажной и жаркой атмосфере дека может треснуть, но трещина эта будет абсолютно незаметна до тех пор, пока древесина не высохнет. Тогда дощечки деки разойдутся, обнажив свежую рану.

Главный секрет чистого строя

Фортепиано – тот самый дом, который сделан без единого гвоздя. Все ответственные соединения деталей – клеевые. Это позволяет достичь необходимую надёжность, не ухудшая звуковых качеств. Но резкой и частой смены климата клей не выдерживает. Поэтому у инструментов, оставленных без внимания мастера, нередко рассыпаются на детали пересохшие узлы механики. Пианист при этом может слышать стуки, щелчки, скрипы. Клавиши перестают отвечать звуком на нажатие. Если же расклейки затронули футор – фундамент инструмента, – то при попытке настройки из-за возникших перекосов может треснуть даже чугунная рама. Стоит упомянуть также вирбельбанк – массивный многослойный клееный брус, который держит колки, а вместе с ними – строй фортепиано. Он также страдает от расклеек и трещин – это одна из главных причин нестабильности строя, а порой и вовсе невозможности настройки.

Странный стук

Все подвижные соединения деталей механизма как рояля, так и пианино, все места, в которых одна деталь ударяется о другую, оклеены шерстяными материалами – сукном и фильцем (особым сортом войлока). Шерсть впитывает влагу гораздо активнее, чем дерево. При этом и размеры шерстяных деталей изменяются заметно больше. В результате в подвижных соединениях может значительно увеличиться трение (тяжёлая клавиатура, медленные молоточки, плохая репетиция) либо, наоборот, при недостаточной влажности появится излишняя свобода и «болтанка» (ещё одна причина стуков в механизме: клавиши ударяют друг о друга, молоточки бьют по чужим струнам). От пересыхания головки молоточков становятся жесткими и значительно быстрее изнашиваются. Нарушаются регулировки механизма. Пересушенные шерстяные детали любят скрипеть.

И металл может устать

Металлические детали фортепиано – чугунная рама, струны и колки – не склонны впитывать влагу из воздуха. От неё появляется ржавчина. А вот на изменения температуры эти предметы реагируют охотно: при нагревании увеличиваются, при остывании – уменьшаются. Естественно, при этом строй инструмента сильно страдает. К тому же струны со временем растягиваются – свою роль играет текучесть металла. Все перечисленные явления – неисправности. Использовать неисправный инструмент – всё равно что загонять в горячий цех тяжелобольного близкого человека. Какое-то время он поработает, но вряд ли его хватит надолго.

Не стоит кормить врагов

Больше, чем от климатических изменений, фортепиано страдает только от нашествий насекомых и грызунов. Уж очень много в нём вкусных деликатесов. Шерсть, кожа, древесина, клей – всё идёт на стол незваным гостям. Хранимые внутри пианино вещи запросто используются как уютные диваны и лежанки или в качестве десерта. А после пира остаётся только красивый фасад да груды продуктов жизнедеятельности.

Свободное дыхание – залог здоровья

Но допустим, фортепиано стоит в хороших, стабильных условиях, надёжно защищено от вредителей, и единственное, что омрачает его счастливую жизнь, – небольшая, но увесистая статуэтка да пара томиков «Войны и мира» на крышке. Чем это может повредить? Для хорошего самочувствия музыкальному инструменту, как и человеку, необходимо дышать. Именно для этого заботливые производители оставляют небольшую щель под крышкой. Так воздух может свободно циркулировать внутри. Любой тяжёлый предмет прижмёт крышку и перекроет естественный поток воздуха. Кроме того, крышка – это устройство для отражения звука. При исполнении её стоит открывать.

Вот так пара незначительных проблем, которую видит владелец фортепиано, на поверку оказывается парой десятков, а то и сотен серьёзных дефектов. И устранить многие из них возможно только в условиях мастерской с применением специального оборудования.

Смотрите также
donkamerton.ru, 2024 © Все права защищены
Разработка сайта ASCONF